
Логистика и принципы работы 3PL, 4PL, 5PL фулфилмент
Услуги 3PL
3PL (Third Рагtу Logistic) - услуги специализированной компании, которая оперирует грузом клиента на своем складе. Такой оператор снимает с клиента:
-
Издержки по аренде склада;
Риски брака и кражи товара.
Гарантия компенсации и список оказываемых услуг логистического оператора, как правило, вытекают в маржинальную стоимость размером 5-7% от выручки заказчика.
В перечень предоставляемых услуг 3PL-провайдера входят:
-
Аренда склада ответственного хранения;
Приём и отгрузка товара;
Хранение и упаковка грузов;
Сбор и доставка заказов.
Дополнительный набор услуг индивидуален для каждого 3PL-оператора.
В такие опции могут входить маркировка товара, закрашивание штрих-кодов для промо-продукции, а также распил товара под заказчика (например, столешницы согласно индивидуальным параметрам).
Как правило, пул клиентов 3PL-операторов образуют производственные или дистрибьютерские компании.
Примечательная особенность 3PL услуг заключается в их доступности не только крупным компаниям, но и малому, и среднему бизнесам.
Из-за больших издержек маленьким компаниям тяжело арендовать склад.
Этот вопрос снимает аутсорсинговая логистическая организация, которая распределяет время на управление товаром между своими клиентами в том объеме, в котором это необходимо. Так формируется ставка, комфортная для любого масштаба бизнеса.
Услуги 4PL
Операторы уровня 4PL оказывают все те же услуги, что и 3PL, но также организовывают аутсорсинг цепей поставок.
Таким образом, она выступает посредником между владельцем (или производителем) товара и различными провайдерами в области логистики (например, 3PL-оператором).
Управляя бизнес-процессами в сфере цепи поставок клиента, 4PL-оператор реализует как курьерские, экспедиторские так и складские услуги.
Его задача - осуществить коммуникацию с конечным пользователем продукта и обеспечить доставку товара в согласованные сроки.
Такая опция крайне удобна иностранным и иногородним компаниям, которые могут делегировать логистику знающему рынок оператору.
Услуги 5PL
Формат 5PL (или фулфилмент) активно развивается в России как отдельный бизнес, не выходя из цепочки эволюции 3PL согласно международной практике.
К услугам фулфилмента обращаются компании, связанные с интернет-торговлей, а также иностранные организации без представительства в городах России.
Фулфилмент – совокупность логистических операций, которые выполняются с момента формирования заказа до его получения клиентов. Это и организация работы склада, управление продажами, упаковка, доставка и даже коммуникация с потребителями.
Фулфилмент это все логистические операции, включая общение с клиентами, которые требуются для продажи продукции.
Услуги фулфилмента, в отличие от 3Pl, предлагают маркетплейсы. Сотрудники онлайн-платформ отвечают за продажу товара и общение с клиентами.
Фулфилмент и 3Pl – два термина, которые используются в логистике.
Фулфилмент – это комплексный подход, который включает в себя не только хранение и доставку товаров, но и общение с клиентами, управление заказами и обработку возвратов.
Эти услуги предлагают маркетплейсы, которые обеспечивают своим клиентам полный цикл обслуживания.
3Pl – это более ограниченный подход, в рамках которого осуществляется лишь хранение и доставка товаров.
Он не включает в себя общение с клиентами и управление заказами.
3Pl используют компании, которые не могут или не хотят заниматься этими задачами самостоятельно.
Таким образом, фулфилмент и 3Pl отличаются не только набором услуг, но и целевой аудиторией.
Фулфилмент предназначен для онлайн-платформ, которые хотят предоставить своим клиентам полный цикл обслуживания, в то время как 3Pl используют компании, которые нуждаются только в хранении и доставке товаров.
Фулфилмент для маркетплейсов может реализовываться разными способами:
- FBO – со стороны предпринимателя требуется только сделать заявку на поставку, упаковать продукцию по правилам, подготовить документа и доставить до склада маркетплейса ТМЦ.
- FBS – со стороны бизнесмена требуется хранить груз на своем складе до момента его покупки. Когда покупатель оплатил заказа, товар упаковывается по правилам, маркируется предпринимателям и доставляется в пункт выдачи. Доставку может взять на себя платформа.
Наиболее узнаваемыми представителями 5PL-операторов сегодня являются «Яндекс.Маркет», OZON, Amazon и прочие отечественные и международные игроки.
В случае сотрудничества с такими площадками компания-клиент получает полный цикл реализации товара:
-
Доставка товара на склад и его обработка;
Предварительная продажа;
Отправка заказа конечному пользователю;
Получение выручки;
Отправка прибыли компании-клиенту.
Популярность услуг в России
Ведущей услугой на российском рынке является функция 3PL, хотя в странах Европы широко и активно применяется 4PL-система. Услуги сетевого бизнеса, которые объединяет фулфилмент формат, сегодня проходят стадию становления в России. Помимо зарубежных представителей сегмента e-commerce, активно развиваются и отечественные игроки этого рынка.